Города и области Украины

Справочник по Украине

03 Сентября 2014 года English Version

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота в Киеве – памятник оборонного зодчества Киевской Руси  в период правления Ярослава Мудрого, включены в Список Всемирного Наследия ЮНЭСКО.  Свое название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявшие аналогичные функции. 

Золотые ворота – уникальное сооружение в оборонительной системе Киева и вместе с Софийскими, Лядскими и Львовскими воротами, валом и рвом составляли в XI веке единую оборонительную систему города, созданную при Ярославе Мудром.

Золотые ворота были главными воротами Киева, располагались в южной части города и предназначались для церемониального въезда в столицу – здесь встречали иностранных послов, именитых гостей, провожали княжеские дружины на войну и встречали их при  возвращении с походов.

Первоначально ворота были 2-х ярусной боевой башней и поездом под ней, но затем к башне пристроили две стены.  Высота проезжей части ворот составляла 12 м, а ширина – 6,9 м. Ворота венчала надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый подъезжающий к Киеву путник мог видеть, что это христианский город.

Надвратная церковь, освященная в честь Благовещения Божьей Матери, была богато украшена мозаикой и фресками; купол церкви был позолочен, поэтому по второй версии это и явилось основанием названия ворот.

Строительство  Золотых ворот происходило в 1017-37 годах, а впервые они упоминаются,  вместе с Софийским собором, в летописи от 1037 года. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 м и глубиной 8 м.

В 1240 году Золотые ворота сильно пострадали во время осады и взятия города ордами Батыя; в дальнейшем ворота все больше превращались в руины, однако служили въездом в город до XVIII века.

В 1648 году у Золотых ворот толпы киевлян встречали гетмана Богдана Хмельницкого после победы под Желтыми Водами, а в 1654 году, после объединения Украины с Россией,  в Киев через Золотые ворота торжественно въехало русское посольство.

В средине XVIII века  развалины Золотых ворот были засыпаны землей. Раскопали остатки древнего памятника  только в 1832 году  и тогда же  были приняты меры по их сохранению. Однако и в средине ХХ века ворота представляли собой жалкие руины.

В 1970-х годах власти Киева решили отстроить главную городскую достопримечательность. Возле руин был построен павильон, в котором располагался музей истории Золотых ворот, в последствие перенесенный в отстроенное здание самих ворот.

К 1500-летию Киева, в  1982 году Золотые ворота были полностью воссозданы «по мотивам древних врат», сохранившихся в Новгороде и Суздале, поскольку достоверных изображений, как они выглядели в древности, не сохранилось.  Новые конструкции павильона возведены над древней кладкой, которая сохранена полностью.

Представляют собой каменную крепостную башню с зубцами высотой 14 м,  ширина - 6,4 м, высота сохранившихся стен достигает 9,5 м. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода.

Проезд ворот перекрывается с одной стороны подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, а с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат. В декоре фасадов были использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек того времени.

В средине реконструированного павильона Золотых ворот расположена экспозиция, посвященная истории строительства, существования и реконструкции главных Ворот древнего Киева.

В 1997 году у западного торца Золотых ворот был установлен памятник князю Ярославу Мудрому, который держит в руках модель Храма Св. Софии.


 

Добавить комментарий


Археологические раскопки, проводимые в районе поселка Маяк, свидетельствуют, что территория современной Керчи была заселена уже в XVII-XV веках до н.э., первыми здесь поселились киммерийцы, однако летописная история города началась с Боспорского царства.
1880 просмотров
Период упадка Киева История Киева
В Киевской Руси, после ее распада на отдельные княжества,  в первое время владение Киевским великокняжеским столом обеспечивало князю старейшинство в роде.
1369 просмотров
История Никополя История Днепропетровской области
На территории современного Никополя во время археологических раскопок (1929-2000 гг.) были найдены  останки поселений и захоронений эпохи неолита, бронзового века, скифской и сарматской культур.
1266 просмотров
История Конотопа История Сумской области
Точная дата основания Конотопа не известна, поскольку разными учеными называются разные даты  возникновения Конотопа. Предполагают, что Конотоп существовал еще во времена Киевской Руси как пограничный городок Сиверского княжества. 
1231 просмотров
Изюм Города Харьковской области
Город Изюм сегодня – промышленный и культурный центр региона; является региональным транспортным узлом -  через город проходит европейский автотранспортный коридор Львов – Киев –Харьков – Донбасс – Ростов-на-Дону (М-03). Железнодорожная станция «Изюм» на линии Харьков-Дебальцево. Ведущие отрасли промышленности – приборостроение и оптическая промышленность.
1187 просмотров
История города Лубны История Полтавской области
 Лубны – одно из старейших поселений на Полтавщине и в Украине. Основаны Лубны по велению Киевского князя Владимира Святославовича в 988 году, в год крещения Руси, на берегу реки Сулы (приток Днепра)  в урочище Верхний Вал. Вначале это была  небольшая деревянная (лубяная) крепость в Посульской оборонительной линии, на юго-восточной границе Киевской Руси.
1135 просмотров

Фото Киева

Киевляне отдыхают в фонтане на майдане

Колонна Независимости на Майдане

На Полтавщину - указатель украинского региона

Украинский дом (Дворец искусств) на Европейской площади

Общий вид на фуникулер со станции

Maidan_33

Maidan_3

Maidan_17

Вдалеке - Софийская площадь

Владимирский проезд

Прогулочная «карета» в Пирогово

Памятник княгине Ольге, св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию

Украинская печка

Монумент независимости и гостиница Украина

Здесь можно узнать расстояние до крупнейших городов Европы

Гостиница Украина

Левобережье со станции метро Днепр

Maidan_31

Наземная линия метро Святошинско-Броварской линии

Метропоезд Столичный

Фото Украины

Спецавтомобиль для траспортировки ракеты

Побережье в сумерках

Kreschatik_23

Kharkov_53

cableway_118


© 2007—2014 Города и области Украины

Разработка и поддержка: Андрей Писарев