Города и области Украины

Справочник по Украине

27 Июня 2017 года English Version

Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве

altЗавод по ремонту подводных лодок в Балаклаве  - уникальный объект военно-морской фортификации ХХ века, исторический памятник инженерно-технического искусства на территории СНГ.

После атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, советское правительство, оценив последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

В 1957 – 1961 годах  в Балаклаве был построен подземный сверхсекретный  «Объект 825 ГТС»  для защиты людей и техники в случае ядерного взрыва, т.е. завод для ремонта и снаряжения подводных лодок, находящийся внутри скалы на западном берегу бухты,  также имеет выход со стороны моря.

Предполагалось, что лодки, войдя незаметно под водой в бухту, должны были пройти по туннелю в сам комплекс, где, при необходимости, получив ремонт и пополнив боезапасы, так же незамеченными уже другим ходом снова выйти в открытое море для выполнения военных задач. Оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой.alt

Своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе видны развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую – гора Таврос.  В горе Таврос, что в переводе с тюркского значит «пустая», был сооружен целый подземный город, помещения которо го были выдолблены в скале и покрыты железобетоном толщиной от 1 до 5 метров.

Сооружение этого секретного объекта вели строители Черноморского флота, а также под подписку о неразглашении военной тайны мирные метростроевцы из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси. Обязаны были хранить военную тайну также жители Балаклавы и Севастополя, оформленные сюда на работу.

В скальной толще утеса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, хранилища, цеха, арсеналы, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка.

altЭтот стратегический объект -  единственный в мире по своим масштабам и не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт -  в пять раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения  - толстенные герметические двери и завод способен был самодостаточно  существовать до 30 суток.

Автономная подача воздуха, топливные и водяные магистрали, мощные дизель-генераторы, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать завод от внешней среды.

Здесь были хорошо оборудованы командные пункты, склады для хранения горюче-смазочных материалов и продуктов, хлебопекарни, госпиталь, жилье для личного состава, кухни, столовые, ванные, душевые, комнаты отдыха.

altАрсенал состоял из локальной и технической зон. В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной деятельности всего арсенала.

В локальной зоне размещались – зал для сборки изделий и хранилище головных боевых частей изделий, бывшее самой секретной зоной.

В центре зоны находился поворотный круг для изменения движения транспортных тележек,  на которых, по проложенным по коридорам  рельсам, вручную перевозились  контейнеры с боеголовками (торпедами).

Вес тележки – 996 кг, а грузоподъемность – 7 тонн. alt

Завод одновременно мог вместить до семи подводных лодок проектов 613,615 и 633, а при необходимости ремонтировать их. Ширина канала колеблется от 6 до 22 м,  длина  – достигает 505 м (при общей длине тоннеля до 600 м). Длина дока – 110 м, глубина  - от 6 до 8,5 метров, высота арки канала – 18 м.  Общая площадь всех помещений и ходов завода -  9,6 тыс.кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 4,8 тыс. кв. м.

После завершения строительства завода  в 1961 году, его осмотрел Никита Хрущев и, махнув рукой, сказал: «Надо отдать все это виноделам!» Но стараниями тогдашнего руководства ВМФ грандиозный подземный комплекс виноделам все-таки не достался -  в том же 1961 году он вступил в строй под кодовым названием «Объект 825 ГТС», а с 1969 года – Спеццех завода «Металлист».alt

Вся секретная деятельность объекта № 825  продолжалась почти 30 лет и завершилась с развалом Советского Союза в 1991 году. Впрочем, еще раньше с переходом Военно-морского флота СССР на лодки других классов, которые были большие и по размерам уже не помещались в подземном канале, значение завода начало угасать. 

В 1993 году завод прекратил свое существование, начался демонтаж, а в 1994 году подземный комплекс был выведен из эксплуатации. После того как в марте 1995 года из Балаклавы ушла последняя подводная лодка Черноморского флота, завод полностью перешел под юрисдикцию Украины.

altСо временем охрана с объекта была снята, и все что здесь осталось было предоставлено на разграбление, не помогли даже закрытые противоатомные двери. Неоднократно местные власти обращались к президенту Украины, чтобы прекратить этот «разбой среди бела дня», но  только в 2004 году  объект был взят под охрану МВД.


 

Комментарии  

 
0 # nessy 26.08.2010 21:09
там был завод под горой по ремонту атомных подводных лодок, а так как городок был секретным, то военные "тайны" передавались местными в виде слухов :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # alexander 14.01.2013 14:10
Каких таких "атомных"?
На Черномвсегда были тоько дизеля!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Фото Севастополя

Подводная лодка проекта 877 "Варшавянка", NATO классификация "KILO I"

Полумрак в главном тоннеле Балаклавской базы

firework_56

Парадный вход на Графскую пристань

Причал

Сдвоенная колоннада Графской пристани

muzei_33

Защитные герметические двери арсенала шлюзовая камера

Не для посетителей...

Когда-то тут экипировались советские подводные лодки

Часы морские

Звездный глобус

Набережная

Купающиеся вперемешку с кораблями

balaklava_75

Панорама Балаклавской бухты

Подземный канал для подводных лодок

Интенсивное движение в бухте

firework_73

Спецзаказ - металлические люки для Балаклавы

Бриджит Джонс 3 смотреть онлайн сноуден 2016 смотреть онлайн нерв 2016 смотреть онлайн жених 2016 смотреть онлайн последний поворот смотреть онлайн праздник смерти смотреть онлайн

Фото Украины

Дизель поезд Д-704-1 следует в сторону станции Тальное

Степные просторы

Море и Ялта

firework_53

Закат на Тарханкуте


Простые домашние рецепты - пошагово с фото

© 2007—2014 Города и области Украины