Голованевск – поселок городского типа, административный центр Голованевского района, географически расположен в западной части Кировоградской области в 7 км от железнодорожной станции Голованевск, на берегах речки Кайнары.
Население Голованевска составляет около 9 тыс. человек.
Территория поселка Голованевск была заселена еще в III веке до н.э., о чем свидетельствуют поселения трипольской культуры, обнаруженные в центре Голованевска на левом берегу реки; затем долгое время эта территория принадлежала к Дикому Полю. В 1609 году польский король Сизигмунт III подарил эти земли брацлавскому старосте В.А.Калиновскому.
Впервые населенный пункт Голованевск упоминается в 1764 году в документах Подольской епархии, где сказано о сооружении в нем деревянной церкви. Первыми жителями Голованевска стали выходцы из Подолья и Киевщины.
Со временем в Голованевске поселилось много поляков, а в начале ХХ века около половины жителей Голованевска составляли евреи. Каждая громада, украинцев, поляков и евреев, имели свое культовое сооружение и кладбище, из которых уцелели только православная церковь и синагога.
Есть несколько версий происхождения названия поселка, по одной из которых - от слова Ольвия, поскольку именно здесь в древности начинались владения царства Ольвия (Гольвия – Гольвания – гольвановский край).
По другой версии название поселка произошло от запорожского казака Голованя, основавшего данное поселение.
Долгое время Голованевск принадлежал польским магнатам Потоцким; основным занятием местных жителей было хлебопашество, особенное значение имело выращивание пшеницы и ячменя, часть урожая которого со второй половины XIX века через Одессу отправляли за границу, также выращивалась сахарная свекла, было развито виноградарство, пчеловодство и табаководство.
В конце XVIII века Голованевск получил статус местечка и превратился в волосной центр, в котором во второй половине XIX века, наряду с сельским хозяйством, бурно развивалась промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции; работали свечно-салотопный завод, винокуренный, кожаный, кирпичный и каретный заводы, бойня, две мельницы, питейная контора и две корчмы.
Развитию Голованевска способствовало строительство в 1890 году железной дороги в 7 км от него, где была построена одноименная станция, а спустя год, был открыт почтовый тракт между Голованевском и Ольвиополем (ныне Первомайск Николаевской области).
Во время Гражданской войны власть в Голованевске часто менялась и принадлежала попеременно большевикам, австро-венгерским войскам, петлюровцам, деникинцам и только в 1920 году окончательно установилась Советская власть. До 1954 года Голованевск входил в Первомайский округ Одесской области, а затем вошел в состав Кировоградской области.
Во время Великой Отечественной войны в оккупированном врагами Голованевске, фашисты устроили временный концлагерь для военнопленных, гитлеровцы также расстреляли местных евреев.
В лесах, окружающих Голованевск, действовало несколько партизанских отрядов. Освободили Голованевск от гитлеровцев части советской армии в марте 1944 года.
В послевоенные годы центр Голованевска почти полностью был перестроен, осталось всего несколько старых домов. Впрочем, некоторые постройки в Голованевске, как и дороги, иногда проваливаются в подземные катакомбы, о которых ходит много слухов и легенд. За годы Советской власти в Голованевске были построены маслодельный завод, хлебозавод, промышленный комбинат.
За километр от Голованевска, на лесной опушке урочища «Воловик» растет огромный дуб-столетник, возраст которого более 400 лет с диаметром ствола около 5 метров, который является памятником природы и охраняется государством.
Узкоколейная железная дорога Рудница - Голованевск колеи 750 мм проходит в Винницкой и Кировоградской области, относится к Одесской железной дороге; общая длина дороги – 130 км.
Начинается узкоколейка в пгт. Рудница, проходит через Бершадь, Гайворон, Ульяновку и заканчивается на ст. Голованевск, в 7 км от пгт. Голованевск.
Дорога построена в начале ХХ века как часть огромной системы узкоколейных дорог, принадлежащих Южному обществу подъездных путей.
Ранее регулярное движение осуществлялось по маршруту Рудница – Подгородная. В 1980-е годы параллельно узкоколейке началось строительство линии широкой колеи от Гайворона до Подгородной; были построены участки Гайворон- Таужня и Подгородная – Голованевск, после чего строительство прекратилось.
В 2001 году узкоколейный участок от Голованевска до Подгородной был закрыт для движения поездов, а затем разобран. Сегодня в Голованевск по широкой колее три раза ходит в неделю одновагонный поезд Помошная - Голованевск и по узкой колее - тепловоз с одним старинным вагоном Рудница-Голованевск.