Города и области Украины

Справочник по Украине

20 Сентября 2017 года English Version

Одесса в XIX-XX вв.

В 1815 году градоночальником Одессы  стал граф Ланжерон, при котором Одесса  получила статус порто-франко, которым пользовалась в  1817-1859 годах, т.е. была свободной экономической зоной, где допускались беспошлинные продажа и хранение иностранных товаров.

 При градоначальнике Ланжероне также был основан Институт благородных девиц, городская типография, устроен Ботанический сад, открыт лицей; в 1820-40-е годы создается архитектурная визитная карточка Одессы – ансамбль зданий и сооружений Приморского бульвара, разбитого на высоком береговом уступе, параллельно кромке моря. На протяжении бульвара расположен ряд домов, обращенных фасадом к морю, а за ними начинаются городские кварталы.

В 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края был назначен выдающийся государственный деятель князь М.С.Воронцов, очень много сделавший для Одессы. На торце Приморского бульвара был возведен комплекс сооружений Воронцовского дворца (1824-34гг.).

 В центре бульвара был установлен памятник А.де Ришилье (1828 г), от которого на средства Воронцова в 1837-41-х годах была построена Бульварная (Потемкинская) лестница, имеющая 192 ступеньки, – парадный вход в город со стороны Черного моря.

 К 1850 году  Одесса стала крупным промышленным центром с населением около 100 тыс. человек и  наиболее острой городской проблемой стала постоянная нехватка питьевой воды, которой Одессу снабжала 100-метровая артезианская скважина, пробуренная в Водяной балке. В феврале 1853 года от источника, расположенного в 12 верстах от Одессы был проложен первый городской водопровод Ковалевского.

 Во время Крымской войны, 10-14 апреля 1854 года в Одесскую бухту вошли 32 корабля англо-французской эскадры, которые обстреляли город, но получили достойный отпор и отступили, отказавшись от штурма города.

 В 1866 году Одесса была соединена железной дорогой с Киевом и Харьковом.  9 сентября 1873 года была окончательно решена проблема водоснабжения, когда при помощи английских концессионеров Одесса получила днестровскую воду, а в специально построенном на Соборной площади фонтане забили первые струи чистой питьевой воды. К концу XIX века это был самый современный водопровод в Европе и по протяженности – единственный в России.

 В 1878-95-х годах градоначальником Одессы был Г.Г.Маразли, в годы правления которого была построена конно-железная дорога, проложена первая трамвайная линия, разбит Александровский сад, построен новый Оперный театр – один из лучших в Российской империи.

 Одесса  развивалась столь стремительно, что всего за одно столетие превратилась из небольшого поселка в крупнейший морской порт России на Черном море и четвертый по величине город  Российской империи, после Петербурга, Москвы и Варшавы.

 В начале ХХ века Одесса стала еще и популярным климатическим курортом; 8 июля 1902 года был пущен одесский фуникулер рядом с Бульварной (Потемкинской) лестницей. Два вагончика, вместимостью 35 человек каждый, были привезены с Парижа и связали нижнюю часть города с верхней. Проработал фуникулер почти в неизменном виде до 1969 года.

К 1910 году Одесса, с более чем полумиллионным  населением становится третьим по величине городом Российской империи, после Петербурга и Москвы. 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бриджит Джонс 3 смотреть онлайн сноуден 2016 смотреть онлайн нерв 2016 смотреть онлайн жених 2016 смотреть онлайн последний поворот смотреть онлайн праздник смерти смотреть онлайн

Фото Украины

Maslozavod_17

Вид на Профессорский уголок

Долина Гигантов

Оригинальная схема смены направления

Kharkov_71


Простые домашние рецепты - пошагово с фото

© 2007—2014 Города и области Украины